Патон Е.О. - выдающийся ученый в области сварки
Евгений Оскарович Патон родился 20 февраля (4 марта) 1870 г. в семье русского дипломата, бывшего военного инженера О.П. Патона. Окончив в 1894 г. инженерно-строительный факультет Дрезденского политехнического института, Е.О. Патон приезжает в Россию и защищает диплом инженера в Петербургском институте инженеров путей сообщения (1896 г.). В этот период он работает в технических отделах железных дорог России, совмещая инженерную деятельность по проектированию и возведению мостов с преподавательской работой. После защиты в 1901 г. диссертации Е. О. Патон как профессор Московского инженерного училища, а с 1904 по 1929 гг. заведующий кафедрой мостов в Киевском политехническом институте полностью переключается на педагогическую и научную работу. Им внесен большой вклад в создание научных основ расчета пролетных строений, мостов, технологии их строительства и методов испытания. В 1929 г. Е.О. Патон автор ряда монографий, более 35 проектов мостов, лауреат международных и отечественных конкурсов в области мостостроения, был избран академиком АН УССР. Этот год явился началом нового этапа в творческой деятельности Е.О. Патона. Организовав электросварочную лабораторию и электросварочный комитет при Академии наук УССР, он возглавил в стране планомерные исследования в области технологии неразъемного соединения металлов. В январе 1934 г. на базе этих учреждений в составе Академии наук УССР был создан первый в мире научно-исследовательский институт электросварки, которым до последних дней жизни руководил Е.О. Патон. По инициативе ученого, уделявшего огромное внимание подготовке кадров, в 1935 г. в Киевском политехническом институте была организована кафедра сварки, которой он руководил до 1939 г. В конце 30-х годов коллектив Института электросварки, основываясь на результатах работ Е.О. Патона по исследованию природы сварочных процессов, создает под руководством ученого отечественный способ дуговой автоматической сварки под флюсом. Придавая большое значение новой прогрессивной технологии, партия и правительство в 1940 г. приняли специальное постановление о массовом производственном применении сварки под флюсом. Широкое внедрение автоматической сварки институт развернул в период Великой Отечественной войны. За выдающиеся заслуги в разработке скоростной сварки брони и ускорение выпуска боевой техники Е. О. Патон в марте 1943 г. был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. В послевоенные годы коллективом Института электросварки во главе с Е.О. Патоном решены проблемы восстановления сварных металлоконструкций, созданы сборочно-сварочные поточные линии в различных отраслях промышленности, в производстве электросварных труб, судов, железнодорожных вагонов и других ответственных конструкций. Под руководством Е.О. Патона в 1953 г. в Киеве сооружен цельносварной мост через реку Днепр, носящий ныне его имя. Основные научные труды Е.О. Патона в области электросварки посвящены проблемам прочности сварных соединений и конструкций, автоматизации сварочных процессов, технологии сварки под флюсом различных сталей и внедрению новых методов сварки в промышленность. Он является автором первой в мире монографии по сварке под флюсом. Е.О. Патон вел большую научно-организационную и общественную работу как вице-президент Академии наук УССР (1945-1952 гг.) и как депутат Верховного Совета СССР. Е. О. Патон — член партии с 1943 г., избирался делегатом XVI и XYII съездов Компартии Украины. За выдающуюся научную, педагогическую и общественную деятельность Е.О. Патон был удостоен званий заслуженного деятеля науки и техники, лауреата Государственной премии СССР и награжден орденами и медалями. Умер Е.О. Патон в Киеве 12 августа 1953 г.
Е.О. Патон с сотрудниками обсуждают конструкцию нового сварочного аппарата (1950 г.)
Связаться