Меню

Патон Е.О. - выдающийся ученый в области сварки

Евгений Оскарович Патон родился 20 февраля (4 марта) 1870 г. в семье русского дипломата, бывше­го военного инженера О.П. Патона. Окончив в 1894 г. инженерно-строительный факуль­тет Дрезденского политехнического института, Е.О. Патон приезжает в Россию и защищает диплом инженера в Петербургском институте инженеров пу­тей сообщения (1896 г.). В этот период он работает в технических отделах железных дорог России, совме­щая инженерную деятельность по проектированию и возведению мостов с преподавательской работой. После защиты в 1901 г. диссертации Е. О. Патон как профессор Московского инженерного училища, а с 1904 по 1929 гг. заведующий кафедрой мостов в Киев­ском политехническом институте полностью переклю­чается на педагогическую и научную работу. Им вне­сен большой вклад в создание научных основ расчета пролетных строений, мостов, технологии их строитель­ства и методов испытания. В 1929 г. Е.О. Патон автор ряда монографий, более 35 проектов мостов, лауреат международных и отече­ственных конкурсов в области мостостроения, был из­бран академиком АН УССР. Этот год явился началом нового этапа в творческой деятельности Е.О. Патона. Организовав электросварочную лабораторию и элект­росварочный комитет при Академии наук УССР, он возглавил в стране планомерные исследования в об­ласти технологии неразъемного соединения металлов. В январе 1934 г. на базе этих учреждений в составе Академии наук УССР был создан первый в мире науч­но-исследовательский институт электросварки, кото­рым до последних дней жизни руководил Е.О. Патон. По инициативе ученого, уделявшего огромное внима­ние подготовке кадров, в 1935 г. в Киевском политех­ническом институте была организована кафедра свар­ки, которой он руководил до 1939 г. В конце 30-х годов коллектив Института электросвар­ки, основываясь на результатах работ Е.О. Патона по исследованию природы сварочных процессов, создает под руководством ученого отечественный способ ду­говой автоматической сварки под флюсом. Придавая большое значение новой прогрессивной технологии, партия и правительство в 1940 г. приняли специальное постановление о массовом производст­венном применении сварки под флюсом. Широкое внедрение автоматической сварки институт развернул в период Великой Отечественной войны. За выдающиеся заслуги в разработке скоростной сварки брони и ускорение выпуска боевой техники Е. О. Патон в марте 1943 г. был удостоен высокого звания Ге­роя Социалистического Труда. В послевоенные годы коллективом Института электро­сварки во главе с Е.О. Патоном решены проблемы восстановления сварных металлоконструкций, созданы сборочно-сварочные поточные линии в различных от­раслях промышленности, в производстве электросвар­ных труб, судов, железнодорожных вагонов и других ответственных    конструкций.    Под    руководством Е.О. Патона в 1953 г. в Киеве сооружен цельносварной мост через реку Днепр, носящий ныне его имя. Основные научные труды Е.О. Патона  в  области электросварки посвящены проблемам прочности свар­ных соединений и конструкций, автоматизации свароч­ных процессов, технологии сварки под флюсом раз­личных сталей и внедрению новых методов сварки в промышленность. Он является автором первой в ми­ре монографии по сварке под флюсом. Е.О. Патон вел большую научно-организационную и общественную работу как вице-президент Академии наук УССР (1945-1952 гг.) и как депутат Верховного Совета СССР. Е. О. Патон — член партии с 1943 г., избирался делегатом XVI и XYII съездов Компартии Украины. За выдающуюся научную, педагогическую и общест­венную деятельность Е.О. Патон был удостоен званий заслуженного деятеля науки и техники, лауреата Госу­дарственной премии СССР и награжден орденами и медалями. Умер Е.О. Патон в Киеве 12 августа 1953 г.

Е.О. Патон с сотрудниками обсуждают конструкцию нового сварочного аппарата (1950 г.)


Связаться